Методика обучения

Очень часто как родители, так и потенциальные франчайзи задают нам вопрос о том, в чем принципиальные отличия развивающей методики SmartFox от других программ раннего развития и/или обучения иностранным языкам, и в чем сложность написания такой программы самостоятельно. Хочу в этой статье рассказать о самых главных отличиях и преимуществах методики и программы детского центра.

В чем отличие?

Программа детского центра SmartFox – это НЕ программа обучения языку. У нас 6 тщательно проработанных РАЗВИВАЮЩИХ направлений, к которым «в довесок» идёт погружение в языковую среду.

На занятиях по детскому развитию мы даём информацию по изучаемой теме не для того, чтобы выучить слова (освоение лексики – это приятный «побочный эффект»), а для того, чтобы в той или иной форме проработать тактильные ощущения, научиться анализировать и сравнивать свойства предметов, развивать мышление, решать логические задачи, учиться считать (а не зубрить цифры), развивать музыкальный слух и чувство ритма, развивать баланс, координацию движений, растяжку, мелкую и крупную моторику, творческий, эмоциональный, социальный интеллект и многое другое. Наша развивающая методика для детей дошкольного возраста идёт не от изучения языка, а от гармоничного всестороннего развития.

Особенности программы СмартФокс

  • Ваш ребенок не просто делает упражнение с движениями для заучивания лексики из детского стишка из серии “Can you jump like a frog”, а для того, чтобы сделать упражнения на растяжку, гибкость, координацию, баланс, меткость, и параллельно освоить лексику.
  • Ваш ребенок делает поделку не для того, чтобы выучить цвета, фигуры и название животного из поделки, а для того, чтобы проработать тактильные ощущения, креативное мышление и творческий интеллект, провести небольшое исследование, пощупать, рассмотреть, проанализировать и сравнить свойства множества материалов, и параллельно осваиваем лексику.
  • Ваш ребенок поёт не просто ради того, чтобы выучить детскую песню на иностранном языке и проработать лексику, а для того, чтобы параллельно сделать упражнения на развитие чувства ритма и координацию движений.
  • Ваш ребенок не просто играет с карточками для заучивания слов, а для того, чтобы выполнить с развивающими карточками упражнения на развитие логики, мелкой моторики и сенсорных ощущений, сделать упражнения ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), а лексика осваивается попутно, в дополнение к основной, развивающей задаче.

Таким образом, два главных отличия программы раннего развития SmartFox от стандартных программ обучения языкам (даже если это обучение игровым методом):

  1. Естественное погружение в языковую среду: мы не зубрим слова, а учимся воспринимать поток иностранной речи.
  2. Полноценные развивающие занятия (развитие всех видов интеллекта в соответствии с возрастными особенностями детей) плюс язык.

Отличие от развивающих программ

При этом и с точки зрения развивающих занятий подходы SmartFox сильно отличаются от большинства курсов, которые есть на рынке.

В чем принципиальные отличия программы для детского центра?

  1. Мы НЕ грузим детей энциклопедическими знаниями и не учим их читать и писать в 2 года, а развиваем необходимые навыки в соответствии с сензитивными периодами. Мы сосредоточены на развитии в первую очередь творческого, физического, социального, эмоционального, музыкального интеллекта, критического мышления. Когда мы даём информацию по теме, она идёт параллельно с развитием тактильных ощущений, анализом и сравнением свойств предметов, сортировкой, счётом (не зубрёжкой цифр), физическим упражнением, логической задачей.
  2. В программе детского клуба SmartFox делается очень сильный упор на сенсорику, в особенности на тактильные ощущения:
    1. Огромное количество материалов в каждой поделке – пока занимаемся творчеством, сравниваем ощущения и свойства предметов.
    2. Обязательный элемент большинства занятий – сенсорный стол, через который преподносится информация по теме и дается огромное количество развивающих упражнений от логики до музыки.
  3. Развитие творческого мышления через разнообразное применение обыденных предметов, а также через многообразное воплощение одной и той же детали:
    1. Тарелка превращается в бабочку, зайца, тигра, подсолнух, карнавальную маску и многое другое (то же самое со стаканами, ложками и другими привычными предметами в непривычном применении);
    2. Вилкой можно не только есть, но и рисовать, как и мячиками, машинками, прищепками, шишками, яблоками, конструктором и многими другими предметами, изначально не предназначенными для рисования;
    3. Нос для зайца можно сделать из помпона, пуговицы, шарика из фольги или гофробумаги, бусинки, пластилина и всего, что собиралась выбросить мама.
  4. Использование на занятиях только качественной, не монотонной музыки, знакомство с разнообразными музыкальными и танцевальными жанрами и ритмическими рисунками от ча-ча-ча и джаза до рок-н-ролла и босса-новы, а не только с детскими песнями.
  5. Хорошая физическая подготовка уже с 2-летнего возраста.

Будучи готовым работающим продуктом, программа, как и сама методика развивающих занятий при этом непрерывно совершенствуется и дополняется – на основании анализа результатов и непрерывного изучения новой информации от экспертов различных направлений. За последние полгода были внедрены элементы реджио подхода, значительные дополнения музыкальной программы, внедряются элементы ТРИЗ, колорифмики, игры на развитие эмоционального интеллекта.

С точки зрения попутного освоения языка и стимулирования речи также введены новые подходы. Всё это вводится с соответствующими новыми тренингами для педагогов, с постоянным повышением их квалификации внутри сети.

Наблюдение по раннему развитию в целом

В мае 2017 г. прошел вебинар (ссылка на запись здесь) специалиста, занимающегося экспериментальной наукой в лаборатории когнитивных исследований профессора Татьяны Черниговской в СПбГУ (ученый с мировым именем), сфера её научных интересов — развитие эмоционального, социального, творческого и физического интеллекта у детей и взрослых. Человек, с научной точки зрения знающий всё об этапах созревания детского мозга для каждого вида активности, о сензитивных периодах. Вебинар был о раннем развитии на разных возрастных этапах, о том, что действительно важно, а что вредно. С массой ссылок на результаты научных исследований. Все, что прозвучало на вебинаре, явилось полным совпадением с тем, как построена программа SmartFox, и при этом идёт вразрез со многими существующими программами раннего развития.

История создания программы

Первые 8 месяцев существования SmartFox программу под моим руководством (я педагог-лингвист, методист, 13 лет музыкального образования, мама двоих детей) разрабатывали 3 методиста с опытом работы в одной из крупнейших в мире сети детских развивающих центров родом из США, которая существует на рынке более 40 лет (это уникальный опыт в России). Я взяла этих специалистов за немаленькие деньги (можно было платить стандартному методисту вдвое меньше) в штат для того, чтобы они с самого старта задали высочайшую западную планку и внедрили соответствующие подходы. Для меня было чрезвычайно важно, что эти люди никогда не работали в других развивающих центрах в России, никогда в жизни не занимались изолепкой, не слышали монотонных песен Железновой, напрочь отбивающих у бедных детей эстетический вкус, а были «воспитаны» на нестандартных творческих техниках, качественной музыке и акценте на физическом развитии.

В американском подходе очень не хватало интеллектуального развития, но тут уже я задавала директивы. После расставания с этими методистами 8 месяцев спустя я наконец выделила время на то, чтобы вплотную заняться методикой, и перелопатила практически всё, но при этом заданная планка никогда не снижалась, а наоборот, только повышалась, и процесс совершенствования и внедрения новых элементов продолжается непрерывно. Не стала я вмешиваться только в программу по танцам (по сути программа спортивно-танцевальная), которую писала одна из трёх методистов – мастер спорта по синхронному плаванию, двукратная чемпионка России по черлидингу, выпускница академии в США по специальности балет и танцевальный менеджмент и сертифицированный педагог по раннему развитию той самой американской сети. К этой программе у меня не возникало никаких вопросов, и никогда не чесались руки её дорабатывать.

Написать развивающую программу самостоятельно?

Справедливо возникающий вопрос: что мешает разработать такую программу самостоятельно?

Вопрос квалификации методиста понятен из текста выше. Будет ли ваш методист глубоко вникать в каждую существующую методику раннего развития, анализировать её плюсы и минусы с точки зрения науки и практики, изучать исследования мировых учёных в данных сферах (естественно, большинство их них – в англоязычных источниках), вращаться в экспертных сообществах, консультироваться со специалистами в разных сферах, посещать тренинги и семинары по разным методикам, чтобы почерпнуть из них полезные знания и при этом отфильтровать лишнее, анализировать недостатки своих разработок, постоянно искать новые идеи для совершенствования? Будет ли он сосредоточен на том, как скомбинировать максимально полезные элементы разных методик, а не просто на придумывании весёлых упражнений? И если будет, то сколько будет стоить такой методист?

Тут, конечно, вопрос в целях программы – поучить слова, поразвивать что-то полезное или тщательно проработать комплекс всестороннего развития.

Теперь, помимо квалификации методистов, давайте посмотрим, сколько времени занимает разработка программы и полного комплекта дидактических материалов к ней, включая подбор и скачивание всех необходимых изображений и музыки.

Как вы думаете, сколько времени занимает задача: подобрать на урок 12 картинок (для разных целей и игр) по определённой теме – в хорошем качестве (не пиксельные), без вотермарков? В особенности если вам нужно, например, найти для детей фото бразильского карнавала, чтобы оно передавало атмосферу, костюмы, танцы, декорации, но при этом костюмы на девушках были не эротические? Какие-то из нужных изображений найдутся за пол-минуты, а на какие-то под ваш запрос легко уйдёт по полчаса на одну картинку. А под определённые задачи придётся самостоятельно в графических редакторах составить дидактические материалы, предварительно подобрав и скачав (с очень долгими поисками бесплатно, но платя за время методиста, или с менее долгими поисками, но платно) исходники необходимых изображений для коллажа. Естественно, для этого потребуется владеть графическим редактором. Я сейчас не говорю о материалах из серии «подправил в пэйнте в жутком качестве, детям и так сойдёт» – для меня такое вообще неприемлемо.

А сколько времени займёт к этому же уроку найти и скачать 10 тематических песен? Или, например, подбор музыки к уроку по теме рок-н-ролл, если методист не просто наберет в поисковике rock-n-roll hits и надёргает всего подряд, а озадачится тем, чтобы дети познакомились с произведениями основоположников течения, изучит список самых знаменитых исполнителей, подберёт один из главных хитов у каждого, при этом подбирая как быстрые, так и медленные песни для разных этапов и задач урока? В первом случае задача займёт 10 минут, во втором – 2-4 часа. Для ОДНОГО урока. И это только подбор музыки.

К слову о нагрузке, помимо 3 методистов, которые на ходу писали программу и параллельно вели уроки, у меня работало в то же время ещё 3 педагога (итого 6 человек!), потому что 3 педагога-методиста не справлялись с нагрузкой – методическая работа поглощала колоссальное количество времени. А писать программу, не ведя занятия – это тупиковый путь, т.к. программа от не-практика – это мертворождённый ребёнок.

Теперь, с этими вводными данными, предлагаю посмотреть подробно расписанную стоимость методических услуг, входящих в пакет франшизы SmartFox – ссылка здесь.

Как вы можете видеть, разработка программы аналогичного объёма (не факт, что аналогичного качества) на одном языке по 6 направлениям обойдётся вам от 800 тыс. до 1,5 млн. рублей на зарплату методистам. И займёт 14 месяцев работы методиста (при работе 40 часов в неделю). А с учётом того, что для обеспечения качества и жизнеспособности программы методист должен быть практиком и параллельно вести уроки, чтобы корректировать свои ошибки, умножаем это время на 2, итого практически 2,5 года.

Что касается составления перечня необходимого реквизита и поиска поставщиков с оптимальными ценами – это отдельная история. До того, как устаканить перечень и наладить процесс закупок (у нас более 10 поставщиков), мы потратили в пустоту несколько сот тысяч рублей на совершенно не нужные вещи или то, что можно было спокойно заменить на менее дорогие варианты и с меньшей головной болью. И составление подробного списка необходимого реквизита с поиском оптимальных поставщиков по каждому, с оптимизацией расходов владельца бизнеса – это тоже очень важный и огромный объём методической (и не только) работы. Стоит добавить, что работу по закупке реквизита мы для франчайзи проводим бесплатно, экономя им массу времени и нервов.

Дарья Тимощук

Основатель и ведущий методист международной сети англоязычных центров раннего развития SmartFox, педагог-лингвист, мама двоих детей, растущих в 3-язычной среде